Выставка

Луганское художественное ретроспективное музейное биеннале стартует выставкой «Шахтёрская гвардия всегда в строю!»

Луганское художественное ретроспективное музейное биеннале стартует выставкой «Шахтёрская гвардия всегда в строю!» из фондов Луганского художественного музея, которая открывается к Дню шахтёра, 28 августа, в городе Ирмино – родине Стахановского движения.

Нужно сказать, что наш музей имеет единственное в своем роде собрание произведений живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, в которых труд шахтеров, их смелость и самоотверженность, красота и выносливость получили бы такое всестороннее освещение. По собранию значительных имен, по уровню художественного исполнения, глубине всестороннего освещения шахтерской темы коллекция луганского музея, пожалуй, не имеет себе равных.

На выставке экспонируются работы живописцев и скульпторов всего советского периода – от картин русского художника Н.А. Касаткина (1859-1930) «Шахтёр-тягольщик», созданной в 1924 году, и украинских советских художников К.Ф. Кохана «Артём в Донбассе» (1949), М.К. Поплавского «Богатыри Донбасса» (1957) до полотен луганских мастеров: заслуженных художников Украины – И.В. Панича «В забое» (1951), И.К. Губского «Тормозок» (1971), В.Г. Ахвледиани «Богатыри Донбасса» (1979), монументального полотна М.Л. Вольштейна и А.А. Фильберта «Никаноровцы» (1972), одной из лучших индустриальных панорам 1980-х гг. известного луганского живописца В.И. Кошевого «Шахта Стахановского движения «Ирмино» (1985).

В живописных полотнах представлена вся история зарождения и расцвета угледобывающей отрасли на Донбассе. В художественных образах отражен тяжелый, каторжный труд первых лет двадцатого века, энтузиазм и порыв стахановского движения, внедрение в шахтное производство технических новшеств, которые позволили, с одной стороны, резко повысить производительность труда, с другой – облегчить его условия.

Многообразие интерпретаций, тематическое и сюжетное разнообразие, бессменно высокое техническое мастерство отличают скульптурные портретные композиции – Г.М. Тоидзе «Портрет шахтера Тавтадзе», Н.Л. Бунин, И.П. Овчаренко «Шахтер» (1961) и др.

Главное, что отразили эти картины и скульптуры, – изменение места и роли шахтеров в жизни общества. Из них встает обобщенный образ человека свободного, независимого, самодостаточного.

Стилистически все работы выставки выполнены в широких традициях социалистического реализма, который призывал художников поставить свою работу на службу интересов социалистического строительства, для которого труд был «делом чести, делом доблести и геройства».

В последние годы теория и практика социалистического реализма подвергалась часто незаслуженной критике. Одно из главных обвинений заключалось в том, что от художников якобы требовалось однообразие стиля, даже манеры исполнения. Но посмотрите внимательно на работы выставки, и вы увидите какой широкий спектр художественных подходов здесь представлен, насколько отличается плакатная приподнятость В.Г. Ахвледиани («Богатыри Донбасса») от психологической характерности М.Л. Вольштейна и А.А. Фильберта («Дружки»), а эпическая повествовательность С.Т. Кравченко («Рекорд Нины Кузьменко») от символисткой насыщенности И.К. Губского («Тормозок»).

Выставка, ярко и образно рассказывающая о героических страницах истории шахтерского края, будет способствовать патриотическому, морально-нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения, популяризации г. Ирмино как родины Стахановского движения и славы шахтерского труда.