Музей

Виртуальная выставка "Возрождённые лики" Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

Виртуальная выставка "Возрождённые лики"

В экспозиции виртуального экспозиционно-выставочного проекта представлены иконы из собрания музея, отреставрированные в 2009-2011 гг. в ходе реализации разработанного сотрудниками музея проекта «Реставрация икон из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра». Данный проект в течение трех последних лет Финансируется Министерством культуры РФ по федеральной целевой программе «Культура России».

Результатом этой работы стало возрождение к жизни двенадцати икон XIX века, имеющих значительную культурную, историческую и художественную ценность. Большая часть этих икон передана музею в конце 1990-х гг. Брянской таможней, и уже на момент включения в состав музейного фонда находилась в плохом состоянии сохранности.

Реставрационные работы осуществлялись ООО «Музейный Раритет» (Москва), ООО «Музейное наследие» (Москва), художником-реставратором М.В. Шмыровым (Брянск).

Благодаря кропотливому труду опытных реставраторов посетители сайта музея могут увидеть 10 икон. Среди них – «Ветхозаветная Троица», «Распятие с предстоящими святыми», «Святой Архангел Михаил», Образ Пресвятой Богородицы Молдаванской, особо почитаемые в России иконы «Богоматерь Феодоровская» и «Покров Пресвятой Богородицы», а также редкий извод иконы «Преподобный Иоанн Киево-Печерский Многострадальный с избранными святыми».

Особенностью данного выставочного проекта является возможность увидеть на фотографиях состояние этих икон до реставрации.

Две из двенадцати отреставрированных икон («Рождество Иоанна Предтечи» и Образ Пресвятой Богородицы «Троеручица») входят в состав раздела иконописи постоянной экспозиции музея.

Неизвестный художник. Икона «Образ Пресвятой Богородицы Молдаванской».

XIX в. Дерево, грунт, масло. После реставрации

Неизвестный художник. Икона «Образ Пресвятой Богородицы Молдаванской».

XIX в. Дерево, грунт, масло. До реставрации

Список с Молдавской Афонской иконы Божией Матери, называемой Самонаписавшаяся (Продромитисса).

В 1863 году игумен молдавского (позднее румынского) скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Николаев, был найден в Яссах. Вначале работа шла хорошо, но когда художник закончил работу над облачениями и обратился к написанию ликов Божьей Матери и Иисуса Христа, то всякая попытка сделать оканчивалась неудачей. Иконописец отложил работу и провел ночь в усердной молитве. Подойдя к иконе утром, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы.

Самонаписание ликов на святой иконе произошло в июне 1863 года, а празднование в честь чудотворного образа было установлено 12 июля.

Икона хранится в Молдавском Богоявленском скиту, находящемся на Афоне.

Неизвестный художник. Икона «Троица Ветхозаветная».

Кон. XIX в. Дерево, левкас, темпера. После реставрации

Неизвестный художник. Икона «Троица Ветхозаветная».

Кон. XIX в. Дерево, левкас, темпера. До реставрации

Пресвятая Троица – одна из важнейших, не постигаемых разумом тайн христианства. Три ипостаси единого Бога – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В глубинном единстве этих сущностей – особый смысл, который составляет основу христианской веры. Сюжет иконы «Ветхозаветная Троица» основан на библейском рассказе о том, как старцу Аврааму и его супруге Сарре явились три ангела. Согласно Книге Бытия, праведнику Аврааму было обещано Богом, что он станет родоначальником великого народа. Но вот уж сто лет ему сравнялось, а детей все не было. Однажды к шатру под Мамврикийским дубом, где жил Авраам со своей женой Саррой, явились три странника. Хозяева радушно приняли гостей. Один из странников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры». И предсказание сбылось. Родился у Авраама и Сарры сын Исаак, а от него пошел целый народ…

Три странника, согласно христианскому учению, - это три лица Единой Неразделимой Троицы, явившиеся Аврааму и Сарре в виде ангелов. Каждая деталь на иконе имеет свой смысл: дом (шатер) – создание человека, символ рукотворного мира, скала – символ мира нерукотворного, дуб – символ жизни, стол для трапезы, за которым сидят ангелы – это алтарь, а чаша на нем – жертвенная.

Неизвестный автор. Распятие с предстоящими святыми.

XIX в. Дерево, левкас, темпера. После реставрации

Неизвестный автор. Распятие с предстоящими святыми.

XIX в. Дерево, левкас, темпера. До реставрации

Распятие – крестная смерть Иисуса Христа, великая искупительная жертва, принесенная воплотившимся Богом ради спасения всего рода людского. Это – кульминация не только Страстной Седмицы, но и всей земной жизни Христа. Образ Распятия – воплощение сути христианского вероучения, символ самой христианской веры.

Изобразить Распятие таким, каким оно должно запечатлеться в человеческой памяти, - великой жертвой, несущей надежду на спасение, - нелегкая задача, поэтому иконописный канон Распятия формировался довольно длительное время. Первые изображения Распятия появились в V-VI вв. и были весьма условны. Постепенно на иконах, запечатлевающих образ Распятия, стали появляться детали этого события, подробно описанные евангелистами. Канон, объединивший величие предстоящей победы Иисуса Христа над смертью с изображением предсмертных мучений, утвердился только к XI веку.

В центре иконы изображен крест с распятым Иисусом Христом. Над крестом - Бог Саваоф и парящие ангелы со свитками в руках. По бокам от креста стоят в позах скорби Богородица, любимый ученик Христа, Иоанн, римский сотник Лонгин, постигший праведность распятого, и сопровождавшие Богородицу сестра ее Мария Клеопова и Мария Магдалина. Позади предстоящих справа и слева изображены кресты с двумя разбойниками, распятыми вместе с Христом. Согласно Евангелиям, один из разбойников перед смертью уверовал, поэтому вокруг его головы также изображен сияющий нимб. Поросший травой холмик с черепом Адама у подножия креста символизирует гору Голгофу, на которой произошла казнь.

Полностью выставку смотрите по ссылке Перейти на сайт