Дорогие коллеги!
Я уже на работе, уже погружена в большие и малые музейные проблемы: все как во всяком музее. С большой благодарностью вспоминаю дни, прожитые в Луганске – милые доброжелательные люди, чистый уютный город, активная культурная жизнь, несмотря на сложную ситуацию. Особенно признательна дорогой Лидии Михайловне за организацию "спасения" скульптур Станислава Кирилловича.
Высылаю портрет Натальи Алексеевны Кравченко, работы ее отца, выполненный в Муранове в 1925-1926 г.г. Именно в эти годы семья Кравченко жила в летние месяцы в Муранове. Девочка изображена сидящей на подоконнике башни на фоне мурановского пейзажа. Думаю, Вам будет интересен этот портрет, т.к. Вы лично знали Н.А. Кравченко. Какая бы интересная совместная выставка работ Кравченко могла бы получится! У нас около 100 его произведений.
С уважением и любовью.Это письмо заведующей сектором изофонда музея-усадьбы Мураново им. Ф.И. Тютчева, искусствоведа Татьяны Петровны Гончаровой побудило нас подготовить и представить посетителям музейного сайта виртуальную экскурсию «Произведения Алексея Ильича Кравченко в коллекции музея».
Тем более, что к каталогу музея писала вступительную статью сама, изображенная на приведенном портрете, дочь художника – Наталья Алексеевна Кравченко. Приводим полностью её статью.
Я благодарю сотрудников Луганского художественного музея за любовь к творчеству Алексея Ильича Кравченко. Собранную Вами коллекцию мне хочется дополнить одной из самых любимых папой его работ и подарить музею гравюру на дереве "Страдивари в своей мастерской". Созданная в 1926 году для программы концерта "Государственного квартета имени Страдивари" удивительно серебристая гравюра сама превратилась в музыку. Метрополитан Музеум в Нью-Йорке, обмениваясь работами художни-ков с Ленинградом, запросил из Эрмитажа именно эту работу. Она имеется в большинстве музеев нашей страны и во многих музеях мира.
Кравченко увлекся гравюрой и офортом уже сложившимся художником-живописцем. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества его любимыми учителями были К.Коровин, В.Серов, А.Архипов. За одну из ученических работ он получил премию им. И.И. Левитана. Большинство его картин в предреволюционный период были проданы прямо с выставок, большей частью частным коллекционерам.
Произведения Алексея Ильича экспонировались на 240 выставках в Советском Союзе (из них 21 до октября 1917 года), на 152 выставках за рубежом и 23-х персональных. Высокий уровень профессионального мас-терства и в живописи, и в графике, темперамент, умение соединить традиции с новаторством заставляет новые поколения часто возвращаться к его творчеству. В 1989 году отмечалось в Москве столетие со дня рождения художника небольшой выставкой и концертом в Третьяковской галерее и очень большой выставкой, организованной Союзом художников СССР и Московской организацией Союза художников РСФСР на Кузнецком мосту, 11, в залах, которые я помню с детства.
Хочу закончить цитатой из воспоминания Алексея Ильича: "Я бы никогда не поверил, будучи мальчиком, что я буду художником, мне и в голову не приходило готовиться к этой профессии. И то, что я тогда рисовал, было для меня такой же потребностью, как дышать".
Наверное, если жизнь без искусства просто невозможна – это и есть самая необходимая черта для художника.
С просьбой написать воспоминания о творческом пути мастера для готовящегося каталога мы обратились к дочери художника – Наталье Алексеевне Кравченко, которые она и выслала в адрес музея еще в начале 1991 года.
С Натальей Алексеевной мы познакомились на юбилейной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения А.И. Кравченко, в московском Выставочном зале на Кузнецком мосту, куда я приехала по приглашению семьи художника.
Наталья Алексеевна – человек удивительной судьбы. Талантливый художник, она всю свою жизнь посвятила изучению творчества своего отца.
С благодарностью вспоминаю минуты, которые были проведены с нею в тиши Выставочного зала, восторг от живописных пейзажей мастера, которые довелось увидеть впервые. Потом были короткие, но незабываемые беседы о творчестве Алексея Ильича Кравченко в обстановке гостеприимного дома, каждая вещь в котором напоминала о том далеком времени, когда в нем жил и творил великий мастер.
Мы благодарны Наталье Алексеевне за искреннее желание и готовность, с которыми она помогала отбирать работы для нашего музея и согласилась написать вступительную статью к каталогу, за истинную интеллигентность и терпение, проявленные в отношении сроков (до двух лет), в которые музей осуществлял финансовые расчеты за приобретенные произведения.
Припоминаю, что из тех работ А.И. Кравченко, которые родственники согласились передать в наш музей, отобрала не все. С глубоким вздохом и сожалением отложила обратно в папку несколько рисунков: все дело было в ограниченных финансовых возможностях музея.
Среди отложенных работ был и замечательный рисунок сидящей обнаженной модели, репродуцированный во многих ранних изданиях, посвященных творчеству мастера. С грустью рассматривала это произведение в следующий приезд в Москву, когда увидела его расположенным на стене, рядом с работой Александра Бенуа, подаренной в свое время известным мастером А.И. Кравченко. Произведения превосходно дополняли друг друга. Это соседство так выгодно подчеркивало самобытность каждого из авторов, что искушенным чутьем музейщика я поняла: рисунок никогда уже не попадет в нашу коллекцию.
Финансовые затруднения, испытываемые учреждениями культуры Украины в тот период, не позволили нам издать каталог в намеченные сроки. За прошедшие более чем десять лет значимость приобретенной коллекции произведений А.И. Кравченко возросла. Они заняли достойное место среди работ мастеров русского изобразительного искусства XX века в собрании Луганского областного художественного музея.
Пользуясь случаем, от имени коллектива нашего музея хочу выразить искреннюю благодарность семье художника за переданную в дар музею гравюру А.И. Кравченко "Страдивари в своей мастерской".