Выставка

«Родная, родная, родная земля…»

За время существования на Луганщине профессиональной художественной жизни здесь была создана уникальная школа изобразительного искусства со своими стилистическими особенностями, тематическими предпочтениями, устойчивой системой передачи художественных традиций. Лучшие ее представители – живописцы, графики и скульпторы - прославили далеко за пределами региона высокий уровень луганского искусства. Нелишне будет вспомнить здесь эти славные имена – В.Г. Ахвледиани (1924-1984), П.К. Бондаренко (1915-1992), В.М. Вайнреб (1909-1975), И.К. Губский (1920-2009), А.С. Дудник (1937-2010), Т.Н. Капканец (1917-1987), Ф.В. Ковалев (1919-1988), В.В. Козлов (1925-1990), В.И. Кошевой (1924-2006), А.Н. Куренной (1921-2001), Г.А. Латунов (1918-2001), Э.М. Можаева (1930-2007), В.И. Мухин (1914-1977), Н.П. Неклюенко (1929-2011), И.В. Панич (1919-1990), Е.П. Полонский (1923-1993), Г.К. Слепцов (1927-2002), В.Г. Тараненко (1933-1996), М.М. Толоконникова (1926-1976), В.Х. Федченко (1907-1979), А.А. Фильберт (1911-1996),Г.Г. Хаджинов (1922-1996), Е.Ф. Чумак (1946-2012), И.М. Чумак (1926-2004),Н.И. Шулика (1931-2005), Н.Н. Щербаков (1928-2003),С.Ф. Иванникова (род. 1941), В.М. Кикинев (род. 1930), А.И. Коденко (род. 1924), С.М. Кондрашов (род. 1957), Н.В. Можаев (род. 1928), А.А. Редькин (род. 1931), В.Г. Скубак (род. 1948), О.Л. Щиголев (род. 1950) и др.

Лучшие их работы хранятся в собрании Луганского художественного музея, всего их около 2000. На нашей выставке преобладает мемориальный аспект, нам хотелось вспомнить не только работы луганских мастеров, но и самих авторов. Основными героями их произведений были наши земляки - труженики и воины, творцы и мыслители, красота родной природы и своеобразие родного города. Вначале предлагаем бегло ознакомиться с теми их работами, в которых запечатлена среда, в которой живет и творит луганский труженик – бескрайние просторы донецкой степи, рощицы и буераки, редкие вершины терриконов (картины В.И. Кошевого, И.К.Губского, М.Л.Вольштейна и др.) Особенности нашей родной земли, преобладание в ней горизонталей над вертикалями объясняют доминирование в пейзажном разделе выставки картин панорамного жанра.

Здесь же – выросший на этих землях напряжением труда и воли прекрасный, любимый Луганск. Образы родного города, созданные Н. Неклюенко, И. Паничем, В. Скубаком прекрасно передают и архитектурное своеобразие Луганска, и особую, незабываемую ауру родного города, в котором было так радостно работать и отдыхать. В поэтичных, лирически насыщенных этюдах В.И. Кошевого, А. А. Фильберта, М.Л.Вольштейна, И.К.Губского авторы сумели передать не только пейзажные мотивы города и его окрестностей, но и свою влюбленность в окружающий мир.

Своеобразными эпиграфами выставки служат живописные работы М.Л. Вольштейна и А.А. Фильберта «Шахтер», скульптуры В.И. Мухина «Отдыхающий шахтер» и «Обушечник», и композиция В.Х. Федченко «Дары полей», в которых отражены две основные сферы деятельности луганчан - угольная промышленность и сельское хозяйство, те сферы, которыми так славен наш край и которые обеспечивали высокий уровень благосостояния наших земляков.

Картина В.Г. Ахвледиани «Встреча друзей» в яркой форме отразила одну из главных основ существования большого многонационального государства – дружбу народов.

Члены творческого тандема Вольштейн и Фильберт удачно дополняли друг друга. Моисей Львович был замечательным колористом, а Александр Александрович – прекрасным рисовальщиком (на нашей выставке, кстати, несколько мэтров луганской художественной школы представлены именно в его графическом исполнении). Такое сочетание талантов позволило этой паре создать совместно ряд замечательных картин.

Скульптурная композицияВ.Х. Федченко «Чайка» с ее романтической устремленностью вперед, одухотворенностью, представляется своего рода прелюдией или зачином выставки. Такими же наполненными творческими дерзаниями, воспринимавшими свое искусство, как служение народу, были и все экспоненты нашей выставки.

Основным разделом выставки является большая галерея портретов представителей художественной элиты области, поэтому сама выставка носит мемориальный характер, она – дань нашей благодарной памяти этим людям. Авторами этих портретов являются их друзья, хорошие знакомые, поэтому портреты выполнены с особой теплотой и симпатией.

Это были люди художественно одаренные, общественно активные, творчески целеустремленные. В большинстве работ они показаны в обстановке мастерских, с атрибутами своего ремесла (этюдником, мольбертом, кистями для рисования) в вечных творческих поисках.Эта особенность выделяет в них главное, что объединяет всех героев нашей выставки – они все не мыслили себя вне искусства, жили только им, поглощены были только им.

Именно в таком состоянии показана Т. Н. Капканец в портрете И.В. Панича.Сам Игорь Васильевич оставил после себя огромное живописное наследие. Работая в разных жанрах, он всегда стремился найти в своих героях главное, что определяло их сущность. Таким главным, по мнению автора, был свободный творческий труд, поэтому ему так удавались произведения, показывающие героя в процессе работы, производственной деятельности. В такие минуты, по мнению художника, раскрывались лучшие черты советского человека.

В наследии Н.П. Неклюенко имеется ряд остропсихологических портретов представителей творческой интеллигенции Луганска. Автора волновал прежде всего размах личности, глубокий внутренний мир модели. Такими предстали в частности известные луганский поэтыМикита Чернявский, СтепанБугорков, художник Владимир Вайнреб.

Старейший луганский живописец А.В. Махуков выполнил портрет своего товарища по ремеслу И.К. Губского. Автору удалось передать особый интеллектуализм мастера. Все свои работы Иван Кондратьевич создавал, как своеобразные притчи, требуя от зрителя не ограничиваться только внешними впечатлениями от живописи, но проникать в самую суть вещей и явлений.

Тематически и содержательно живописный раздел выставки продолжают серии графических портретов ведущих мастеров луганского изобразительного искусства, выполненныхИ.К. Губским, А.С. Дудником, В.Н. Колосовым,И.В. Паничем, А.А. Фильбертом. Они создали целые галереи портретов своих коллег - луганских мастеров кисти и резца. Сами они никогда не расставались с орудиями своего ремесла и любую свободную минутку использовали, чтобы запечатлеть дорогие черты своих современников в часы работы, общения или просто творческого отдыха. Благодаря их труду мы теперь имеем богатейшую коллекцию портретов луганских художников, представляющую высокую художественную и историческую ценность.

Карбань В.Я, ст. научный сотрудник Луганского художественного музея