Выставка

«Советское многонациональное искусство»

В фондах Луганского художественного музея хранится громадное собрание произведений изобразительного искусства от эпохи Возрождения до современности. Всего в них насчитывается около 10 000 экспонатов. Показать все работы сразу – задача физически невыполнимая для нашего музея. Поэтому мы делаем временные тематические экспозиции, показывая только небольшие части коллекции, демонстрируя, тем самым, ее богатство, разнообразие, высочайший художественный уровень.

На данной выставке экспонируется советское изобразительное искусство 30-х-60-х годов 20 в. В общественной жизни в целом это было время энтузиазма, подъема, веры в конечное торжество сил добра и гуманизма. Такое настроение не могло не отразиться на характере изобразительного искусств, его тематике и эмоциональном содержании.

Характерной особенностью искусства этого периода является его многонациональный характер. Процесс взаимообмена и взаимовлияния культур не только не мешал, а наоборот всячески способствовал развитию многовековых национальных традиций. Эти особенности прекрасно видны в нашей экспозиции, которую можно разделить на три отдела: искусство Советской России, искусство Украин-ской ССР и искусство других национальных республик. Искусство Советской России представлено на выставке работами классиков советского искусства, составляющих его гордость и славу.

Полотна Ю.И. Пименова всегда светлые, жизнерадостные. Его можно назвать представителем обновленного импрессионизма, исповедующим творческий принцип «образа-впечатления». Излюбленный мастером мотив стекла, зеркала наполняет живописную ткань его работ бесчисленными рефлексами («В магазине»).

В.П. Ефанов – мастер многофигурных торжественных композиций, запечатлевших важнейшие события общественной жизни. В картине «Юность» изображены участники Московского международного фестиваля молодежи и студентов. Она была очень популярна в свое время и неоднократно репродуцировалась.

Работы А.В. Можаева («Портрет Ольги Форш») и Ф.С. Шурпина («Портрет сказительницы Морозовой») отличаются тонким психологизмом, а в самих моделях ненавязчиво подчеркнуты их мудрость, сдержанное приятие жизни.

В пейзажном разделе выставки выделяется живописная панорама К.Ф. Юона «Москва строится», полная пространства, света и воздуха. Влюбленный в старую Москву, художник не мог пройти мимо тех грандиозных новостроек, которые изменили ее облик в советское время.

Василий Николаевич Бакшеев – представитель старой передвижнической эпохи русского искусства, сумевший передать ее лучшие традиции советским художникам. «Для меня живопись Бакшеева, вся его личность всегда были и есть, как родничок холодной, чистой кристальной воды…» - признавался А. Пластов. В «Пейзаже с рекой» воплотились импрессионистические поиски мастера, соединенные с навыками традиционного реалистического письма.

Небольшое собрание натюрмортов представляет разные аспекты этого жанра – от лаконичного и сдержанного в цветовом отношении, почти монохромного «Осеннего мотива» Г.Г. Ряжского до яркой, фактурно выразительной композиции «Розы» П.П. Соколова-Скаля.

Раздел изобразительного искусства национальных республик, может быть, не полностью репрезентативен (не все республики СССР здесь представлены), зато выразительно демонстрирует высокий художественный уровень их профессионального и народного искусства, достигнутый за годы советской власти.

Определенность и устойчивость национальных традиций и стиля помогает безошибочно определять принадлежность автора к той или иной национальной школе – колористическую сдержанность тональной живописи латышского художника К.Я. Мелбарздиса К.Я. («Пасека») или открытую декоративность азербайджанского мастера Мехтиева А. Д. («У источника»).

Наглядным примером взаимовлияния культур может служить творчество Н.Л. Веселовой («Портрет доярки Е. Русовой»). Получив прекрасное образование в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, она некоторое время работала в Чувашии, оказав существенное влияние на становление и развитие чувашской национальной школы живописи.

Живопись Украинской СССР представлена несколькими работами, являю-щимися подлинными жемчужинами музейного собрания.

Николай Глущенко – художник высокой живописной культуры, мастер, творчески впитавший в себя и переосмысливший многие достижения новейших европейских школ («В воскресенье под Киевом»).

Сложный путь прошла Т.Н. Яблонская. Ее первые опыты связаны с успеш-ным овладением стилевыми особенностями социалистического реализма («Хлеб»). Очень скоро на смену тональной живописи приходит увлечение открытым цветом, декоративностью, базирующейся на переосмыслении традиций украинского на-родного искусства («Выпал свежий снег»).

С.Ф. Шишко– настоящий певец Киева. В своих многочисленных лирических пейзажах он воспел Киев древних соборов и современных новостроек, высоких бе-регов Днепра и уютных городских двориков («Новый Киев»).

Важное место в украинской живописи принадлежит закарпатской школе, ко-торая благодаря своим устойчивым стилевым и колористическим особенностям многие годы сохраняет свою узнаваемость в общей картине национального искус-ства. Одним из ее основателей был И.И. Бокшай («Парк им. Горького в Ужгоро-де»).

Праздничный и нарядный вид выставке придает наличие на ней огромного количества предметов декоративно-прикладного искусства. Эти работы поражают разнообразием материалов, форм, техник исполнения, принадлежностью к различным художественным школам народного и профессионального искусства. Тонкий художественный вкус, чистота формы, высочайший уровень исполнения отличают все экспонаты.

Чисто прикладные вещи сменяются здесь сюжетными композициями, фарфоровая мелкая пластика – интарсией по дереву и т.д. Среди представленных экспонатов особый интерес вызывают работы выдающихся мастеров: И.Г. Фрих-Хара («Швея»), С.С. Чоколова («Ваза для винограда»), Э.Д. Амашукели («Кахетия»), Н.М. Абрамова («Осень»), фарфоровые композиции А.Д. Бржезицкой, Е.Ф. Турандиной, И.Л. Слонима и многих других.

Карбань В.Я, ст. научный сотрудник Луганского художественного музея