Дар художника Василия Барабаша Луганскому художественному музею
<p>
В преддверии 75-летия Дня Победы Луганский художественный музей активизировал свою работу по историко-патриотическому воспитанию молодого поколения Республики. Этому служит огромное собрание произведений изобразительного искусства, посвященных подвигам наших отцов и дедов, хранящееся в нашем музее. Среди них одно из центральных мест занимает цикл плакатов «Молодая гвардия», выполненных автором, Василием Кирилловичем Барабашем к 40-летию Победы в 1985 г.</p>
<p>
Родился будущий художник 8 марта 1938 года в селе Иордановка Полтавской области. Закончил Луганское художественное училище (1970). Учителя по специальности – В.М. Вайнреб, В.И. Шаховцов. После окончания училища началась активная творческая жизнь живописца, графика, мастера декоративно-прикладного искусства. Его работы часто выставлялись на выставках, пользовались заслуженным вниманием и любовью искушенных зрителей. Темы и сюжеты его работ были самыми разными, но всегда общественно-значимыми – драматическая история родной страны, жизнь выдающихся деятелей нашей культуры. Основные произведения: плакаты – «Жить буду (Леся Украинка)» (1971), «Ради жизни на земле» (1974), «Репрессия» (1989); живопись – «Проклятие фашистам!» (1985), «Дом А. Чехова в Гурзуфе» (1985), «Хирург Н. Амосов» (1985), «Михаил Грушевский» (1992), «Урок учителя Бориса Гринченко» (1993), «Думы Тараса» (1994-1996), «Чернобыль» (2007), «Богоматерь с Иисусом» (2001), «Истина» (2002), «Мой папа в Сибири» (2008).</p>
<p>
К 40-летию Победы в 1985 г. Барабаш создал цикл плакатов «Молодая гвардия». Он состоит из восьми экспонатов, в котором в яркой выразительной форме изображены основные этапы короткой, но драматической истории подпольной организации. Первая работа из этого цикла – «Дороже жизни Родина!» В изобразительном плане она очень лаконична и служит своего рода эпиграфом ко всему циклу. «Принят в «Молодую гвардию!», «Молодая гвардия» – эти две вещи демонстрируют два стиля, примененные автором в этой серии: близкий к повествовательному в первой вещи и обобщенно-символический – во второй. Причинно-следственной связью объединены четвертая и пятая части цикла. В четвертой «Говорит Москва» молодогвардейцы в условиях глубокой конспирации слушают радиопередачу из Москвы, а в пятой – «За свободу Родины!» они расклеивают по городу листовки с информацией, полученной по радио, что было необыкновенно важно в условиях оккупации. Плакаты «Долой фашизм!» и «Узникам фашизма – свободу!» рассказывают о некоторых важнейших акциях молодогвардейцев – поджёг биржи труда со списками людей, которых фашисты должны были отправить на каторжные работы в Германию и освобождение из лагеря советских военнопленных. В плакате «Победа будет за нами!» отражён последний, заключительный акт трагедии – молодогвардейцы в застенках, их ждет неминуемая гибель, но они верят в конечную победу над врагом, которую они приближали всеми своими действиями.</p>
<p>
В последние годы основное внимание мастер уделяет картинам на религиозные сюжеты. Жизнь Василия Кирилловича сложилась непросто – несколько десятков лет назад судьба забросила его в Соединенные Штаты Америки. Первые годы приходилось нелегко, нужно было адаптироваться к новым условиям, новым формам художественной жизни, искать новые темы художественного творчества. Но и в тех далеких краях художник не забывает о своей Родине, пытается помочь своим землякам. В ознаменование 75-летия со Дня Победы художник Василий Барабаш безвозмездно передал в дар Луганскому художественному музею большую коллекцию своих графических работ. Помимо чисто душевной щедрости, эта передача свидетельствует еще об одном – художник понимает, что нахождение его работ в музее – наиболее прямой и точный способ приобщения, как творца, к мировой художественной культуре. Во многом, благодаря таким меценатам, как Василий Кириллович, собрание Луганского художественного музея уже насчитывает более 10 000 экспонатов и представляет собой почти всю историю мирового искусства в миниатюре.</p>
<p>
</p>